ЛЕУШИНСКОЕ СТОЯНИЕ - время восстановливать традиции

Замечательная духовная традиция Леушинского молитвенного стояния возникла совсем недавно: в 1999 году. Тогда на пустынные берега холодного Рыбинского водохранилища прибыли четверо прихожан храма св. Иоанна Богослова (подворье Леушинского монастыря в Санкт-Петербурге) со священником Геннадием Беловоловым; тогда впервые, спустя более полувека после затопления обители св. Иоанна Предтечи, мертвые воды рукотворного моря осенила животворящая молитва; тогда и произошло первое чудо в мрачной пустыне: из глубины всплыло мореное дерево некогда славных леушинских лесов, вырубленных до ярославской трагедии, когда в начале 40-х годов смертоносные волны по воле «молодых хозяев земли» скрыли под собой все живое, теплое, солнечное… Ушла под воду и тихая Леушинская обитель, а в 1999-ом вода отдала таинственного свидетеля подводного бытия: из дерева сделали памятный Леушинский Крест, который установили на берегу, неподалеку от селения Мякса, что в 30 верстах от Череповца, и сюда, с тех пор, каждый год 6-го июля, в канун престольного праздника затопленного монастыря — Рождество честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (24 июня/7 июля) — стекаются многочисленные поклонники — сегодняшние подвижники православия. И нынче, уже в седьмой раз, на Леушинское стояние собрались наши благочестивые братья и сестры. 6-го отслужили всенощную, а утром теперь жаждущим молитвы водам подавала жизнь литургия.

По благословению владыки Максимилиана, архиепископа Вологодского и Великоустюжского, ежегодно в канун праздника у Леушинского Креста, на котором закреплена икона Богоматери «Азъ есмь съ вами и никтоже на вы», совершаются молебны с акафистом св. Иоанну Предтече; после молебна в сторону спящей обители (приблизительно 20 км) увозят на лодке поминальные записки и спускают их на воду — благочестием и красотой, живой верой дышит этот чистый обычай, в нем дух глубинный, народный, в нем сокровенная истина переживания, страдания, в нем вера самая простая, детская, а значит и самая искренняя, — так к Богу ближе. Да, так наивно мы верим — и в этом своя русская правда, народная правда, что там, рядом с обителью, ближе Христос. С этим детским любомудрием восходили на свою Голгофу бесчисленные новомученики Православия на Соловках, так принимали свой крест бесчисленные страдальцы Свири …

Затем на берегу совершается чудесное всенощное бдение: подводные храмы, и не только леушинские, — много их под 4500 кв. км стальной глади, являют свою благодать. Люди верят — а это главное — пусть после десятого, сотого стояния, но обитель воскреснет. Крестным ходом обходят молящиеся сии пределы Русского Успения… Неисповедимы пути и тайны Господни, но велика вера русская в возрождение жизни, удивительны духовные силы пробуждения народного, красиво сказание о богатыре Садко, возвращающемся из подводного царства, одолевшем силы тьмы, дивно заветное предание о граде Китеже… Неисповедимо умоначертание русское, одно ясно — дух наш от Бога.

Незримая нить связывает последние молитвы леушинских монахинь-свидетельниц затопления, страдание сердца человеческого с молитвой сего дня — в ней горячая вера в воскрешение России.

Леушинское стояние имеет и другие обычаи. На «берег плача» приносят лишь обожженные свечи: по преданию, в видении игуменье Таисии, настоятельнице монастыря, предстала Божья Матерь, которой она подала целую свечу, но Царица Всеблагая взяла из рук монахини обгоревшую. Еще приносят сюда поклонники самые разные иконы Богородицы в свершение мечты матушки Таисии о том, чтобы в обители собрались все чтимые образы Матери Божией...

Отошел престольный праздник Леушинской обители — в этом году в Мяксе собралось более тысячи поклонников — умолкли голоса человеков, обезлюдел «берег плача», тиха холодная пустыня, мертвенно поблескивает стальная гладь — ее могущество кажется непобедимым… Но горит неугасимая лампада Господня в Иоанно-Предтеченском соборе монастыря, но оттуда, из-под воды, струится благодатная молитва русских пророков и праотцев, они подают нам духовные силы, незримую чудесную помощь — ведь они там, у Бога — они взывают к нам, их голос услышан: четверо подвижников и отец Геннадий сделали первый шаг, далека и терниста дорога, но велик путь узкий! Читать больше...

Статья Натальи Масленниковой к 6-му Леушинскому стоянию 2004г

Фото, чтоб не скучали: